Поиск

Портал "Архивы Оренбуржья"


Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области»

Экстренные телефоны


Календарь знаменательных и памятных дат на 2018 г


Комитет по делам архивов


Комитет по делам архивов Оренбургской области

Государственный архив Оренбургской области


Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области»

Валерий Чкалов: первый трансконтинентальный маршрут

В.П. Чкалов

Ровно 75 лет назад, когда за первенство в небе соперничали самые развитые в научном и техническом плане страны – Франция, Англия, США, Германия, а наша отечественная авиация только начинала свой исторический путь, три советских летчика – Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филлипович Байдуков и Александр Васильевич Беляков успешно воплотили в жизнь мечту многих авиаторов – проложили первый трансполярный маршрут, совершив беспосадочный перелет «Москва – Северный полюс – Ванкувер». Впервые советский самолет коснулся посадочной полосы на американском континенте. Этот перелет вызвал в мире, и особенно в США, такой шок, сравнить который можно разве что с реакцией на первый полет человека в космос четверть века спустя.

8 июня 1937 года, в 4 часа 5 минут утра с подмосковного аэродрома  Щелково взлетел самолет. На следующий день советские газеты сообщили: «Овеянные славой Герои Советского Союза товарищи Чкалов, Байдуков и Беляков повели воздушный корабль страны социализма с одного континента на другой по неизведанной трассе, впервые в человеческой истории через «макушку земли», через области, которые именовались до сих пор «полюсом неприступности».

экипаж АНТ-25

За героическим полетом русских летчиков с напряженным вниманием следил весь мир. Американская пресса с нескрываемым восхищением писала: «Советские летчики взялись за самое головокружительное предприятие в мире»…

И действительно, только такими словами и можно описать первый трансконтинентальный перелет экипажа В.П. Чкалова на самолете АНТ-25 конструкции Андрея Николаевича Туполева общей протяженностью 9130 км, 5300 км из которых – над океанами, и длительностью – 63 часа 16 минут.

Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить. Изначально особое внимание было уделено вопросу загрузки самолета. По настоянию Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 кг до 115. Лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное бралось на случай вынужденной посадки в необитаемом месте. Из тех же соображений был снижен и запас кислорода.

Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Основная задача перелета, пройти всю Арктику через полюс и приземлиться в США или Канаде, была выполнена. Валерий Павлович принял решение приземлиться в Портленде. В середине дня 20 июня экипаж АНТ-25 начал снижение и посадил самолет на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда Ванкувере. Топлива в баках практически не осталось.

Печать и радио США в течение многих дней говорили в восторженных тонах об уникальном перелете. Летчиков в Овальном кабинете Белого дома принял президент страны Франклин Рузвельт.

А в Советском Союзе телеграф принес радостную весть: « 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени героический экипаж АНТ – 25 выполнил беспримерный в истории беспосадочный перелет Москва – Северный полюс - Северная Америка. Осуществилась одна из величайших проблем современности – проложена прямая воздушная линия из столицы СССР в Америку, самая короткая из всех возможных».

За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, учрежденная в 1939 году уже после смерти В.П. Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. С этого момента В.П.Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

После гибели легендарного летчика при испытании нового истребителя 15 декабря 1938 года на высоком правительственном уровне было принято решение об увековечении его памяти. В июле 1940 г. музей летчика был открыт на его родине в Чкаловске. В экспозиции музея в специально построенном ангаре представлены подлинники самолетов, на которых летал Герой Советского Союза В.П. Чкалов. Памятники герою стоят в г.Чкаловске,  Нижнем Новгороде, г.Ванкувере (США) и в других городах.

Кампания по увековечению подвига Валерия Павловича Чкалова не обошла стороной и Оренбургскую область. С  1938 года Оренбург был переименован в город Чкалов и носил это название вплоть до 1957 года, а область, соответственно, стала называться Чкаловской.

В 1938 - 1957 годах в областном центре имя героического летчика носили, а некоторые носят и по сей день: государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова (имя Чкалова присвоено Постановлением Чкаловского облисполкома в декабре 1938 года); типография и редакция газеты «Чкаловская коммуна»; городская больница им. В.П. Чкалова; детские ясли им. В.П. Чкалова; клуб им. В.П. Чкалова; парк им. В.П. Чкалова; улица им. В.П. Чкалова. В городах и районах области: улица им. В.П. Чкалова в                           г. Медногорске; нефтемаслоперерабатывающий завод № 421 им. В.П. Чкалова в г. Орске (ныне ОАО «Орскнефтеоргсинтез», г. Орск); 2 совхоза и 20 колхозов имени В.П. Чкалова в районах.

Примечателен тот факт, что переименование города, ссылаясь не только на правительственное указание, инициировало и население. Среди документов ГБУ «Центр документации новейшей истории Оренбургской области» хранится копия телеграммы военкома авиационного военного училища                          им. К.Е. Ворошилова А.П. Сухановского от 22 декабря 1938 года в редакцию газеты «Правда» в Москве с ходатайством о присвоении         г. Оренбургу имени Чкалова и строительстве памятника Герою Советского Союза, летчику В.П. Чкалову в городе, а так же копия совместного постановления президиума Оренбургских облисполкома и обкома ВКП(б) о переименовании г. Оренбурга в г. Чкалов и Оренбургской области в Чкаловскую, копия совместного постановления президиума Оренбургских облисполкома и обкома ВКП(б) о переименовании г. Оренбурга в г. Чкалов и Оренбургской области в Чкаловскую.

Оренбургская коммуна за 26.12.1938

/>В газете «Чкаловская коммуна» 26 декабря 1938 года была опубликована резолюция митинга студентов и преподавателей Оренбургского педагогического и учительского институтов с ходатайством о присвоении Оренбургу имени В.П. Чкалова.

 

Память о легендарном летчике население Чкаловской области сохранило и в грозные годы Великой Отечественной войны. Подтверждением тому служит сообщение Управления НКВД по Чкаловской области секретарю обкома ВКП(б) о внесении сотрудниками трудовых сбережений на строительство эскадрильи «Чкаловский чекист» в январе 1943 года.

В документах ГБУ «ЦДНИОО» встречается множество примеров народной любви и уважения к Герою Советского Союза В.П. Чкалову, среди которых копия правительственной телеграммы с благодарностью И.В. Сталина за сбор средств на строительство эскадрильи самолетов «Чкаловец» и танковой колонны им. В.П.Чкалова

О.Э. Чкалова на встрече с пионерами школы №62 г. Оренбурга

Спустя годы после знаменитого на весь мир полета экипажа под руководством Валерия Павловича Чкалова, после тяжелой и опустошительной войны, в 1966 году Оренбуржье посетила жена В.П. Чкалова – Ольга Эразмовна. На встрече с пионерами она рассказала о жизни, работе и подвиге Валерия Павловича. По решению совета дружины отряда Ю.Фучика школы №62                   г. Оренбурга О.Э. Чкалова была принята в почетные пионеры.

 

Не смотря на то, что в 1957 году Оренбург вновь вернулся к историческому имени, в памяти жителей области живет гордость за летчиков, совершивших беспримерный подвиг, проложив первую воздушную магистраль «Москва – Северный полюс – Ванкувер». Такие люди как Валерий Павлович Чкалов всегда будут служить примером и образцом силы воли, мужества и патриотизма.



 

 

Старший научный сотрудник отдела

использования и публикации документов

ГБУ «ЦДНИОО»

Д.А. Донковцева

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Навигатор сайта

Статистика

Посетители
197
Материалы
394
Количество просмотров материалов
1163452

Список посещений

  Яндекс.Метрика

 Rambler's Top100 HotLog

Версия для слабовидящих


Электронное правительство ГОСУСЛУГИ


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Архивы России


Баннер портала Архивы России

Федеральноое архивное агентство


Федерального архивного агентства (Росархива)
Яндекс.Метрика